Добавлено: Ср Июн 27, 2012 8:47 am Заголовок сообщения: Собаки в литературе и искусстве
Что-то за всякими спорами и раздорами забыли про собак.
На сайте В.Высоцкого почерпнула идею для открытия новой темы.
И его же публикация:
Псы Агриппы Неттесгеймского (продолжая тему собак в великих литературных произведениях)
Высоцкий В.Б.
Валерий Брюсов. Русский поэт «серебряного» века. Отец русского символизма и историцизма в литературе. Переводчик и драматург. Писал и фантастические произведения, и научные исследования. К числу последних принадлежит работа «Учители учителей», опубликованная почти 100 лет назад – в 1917 году, но и сегодня вызывающая интерес у многих людей – от профессиональных историков до поклонников теории НЛО. Его перу принадлежат романы, в которых он максимально достоверно описывает события в Риме в IV в. н.е. и в Германии ХVI в. Человек энциклопедических знаний, он настолько глубоко и детально изучал описываемые эпохи и реально существовавшие исторические лица, что «специально использовал латинские названия различных вещей и предметов, так как соответствующие им русские слова имеют не совсем то же значение» (цит.).
В конце 70-х годов с творчеством В. Брюсова меня познакомил мой дядя Валентин Николаевич Головцев. Именно тогда, читая Брюсова, я узнал, например, что правильно говорить и писать «Кербер», «Кикерон» и «Скипион» (а не Цербер, Цицерон и Сципион). У Брюсова я узнал о нравах Древнего Рима значительно больше, чем во всех учебниках, вместе взятых.
Но вернемся к собакам.
Действие мистической исторической повести «Огненный Ангел» разворачивается в Германии ХVI в. Думаю, эта повесть понравится поклонникам булгаковского «Мастера и Маргариты», ведь сам Брюсов так характеризует свое произведение:
«Огненный ангел, или правдивая повесть,
В которой рассказывается о Дьяволе, не раз являвшемся в образе Светлого Духа одной девушке и соблазнявшем ее на разные греховные поступки, о богопротивных занятиях магией, астрологией, гоейетейей и некромантией, о суде над оной девушкой под председательством его преподобия архиепископа Трирского, а также о встречах и беседах с рыцарем и трижды доктором Агриппою из Неттесгейма и доктором Фаустом, описанная очевидцем».
А П.Коган назвал роман «научным исследованием, испорченным приемами романиста». Одно из действующих лиц повести – немецкий мистик, философ, врач, авантюрист и чернокнижник ХVI в. Агриппа Неттесгеймский. Он ведет вполне замкнутый образ жизни и, естественно, у него живут собаки.
Вот что сообщает нам о них Брюсов.
Во-первых, что «у Агриппы всегда есть несколько домашних демонов, которые живут с ним под видом собак».
Во-вторых, что «жизнь в этом доме была невеселая, и после учеников я должен был признать самыми живыми его обитателями шесть или семь собак, больших, породистых, со звучными кличками: Таро, Циккониус, Баласса, Муза, которые важно бродили по всем комнатам, как по своим исконным владениям.
Аврелий, не упускавший нигде случая уверить меня, что Агриппа не занимается чародейством, сказал мне об этих собаках:
- Учитель так любит собак, что с иными не разлучается даже ночью и спит с ними в одной постели. На смерть одной из его любимых собак, Filiolus*а (Cыночка), его друзья даже написали несколько латинских эпитафий в стихах. А в народе по этому поводу ходят вздорные слухи, будто Агриппа держит у себя в виде собак домашних демонов».
А вот как главный герой романа Рупрехт описывает игру в шахматы в доме Агриппы:
«Все мы столпились вокруг стола, за которым сидели игроки, и две собаки, поместившись подле, не с меньшим вниманием следили за передвижением пешек и коней».
И вот – первая встреча Рупрехта с Агриппой Неттесгеймским:
«У ног Агриппы, положив ему морду на колени, сидела его любимая черная собака, небольшая, с мохнатой шерстью и поразительно умными, словно человеческими, глазами, которую, как я узнал позже, звали «Монсеньером». И дальше авторская сноска:
« « Милостивый государь» (франц. Monsegnier) - в средние века во Франции титул герцогов, пэров и т.п.».
Особенно любопытно для нас описание первого визита Рупрехта в дом Агриппы, когда он познакомился только с учениками философа.
«Услышав скрип растворяемой двери, они смолкли и обернулись ко мне, а из – под стола, с ворчанием и скаля на меня зубы, вышли две или три породистых собаки». И дальше: «… а собаки начали кидаться на меня с лаем и рычанием».
Ну, и конечно, полная драматизма сцена смерти великого чародея.
«Вокруг кровати в скорбном молчании стояли ученики, слуги и сыновья Агриппы… Около самой постели сидела на задних лапах, положив уныло морду на одеяло, большая черная собака, с мохнатой шерстью, та, которую Агриппа называл Monsegnier.
… как вдруг совершилась сцена ужасная и для меня непонятная. Умирающий внезапно открыл глаза и, обведя нас всех взглядом тусклым, как бы ничего не видящим, от которого все мы оцепенели, остановил его на собаке, сидевшей около кровати. Потом костлявая, совершенно пожелтевшая и у краев пальцев даже почерневшая рука отделилась от одеяла, некоторое время колыхалась бессильно в воздухе, как если бы она не повиновалась воле человека, и медленно опустилась на шею собаки. Замерев в непонятном ужасе, видели мы, как Агриппа силился расстегнуть ошейник, исписанный кабалистическими письменами, как наконец достиг этого, и звяканье ошейника, упавшего на пол, потрясло нас содроганием, как самая страшная угроза. В ту же минуту склеенные губы Агриппы, во всем подобные губам трупа, разделились, и сквозь тяжкий хрип умирающего мы отчетливо услыхали произнесенными следующие слова:
- Поди прочь, проклятый! От тебя все мои несчастья!
Проговорив это, Агриппа снова остался неподвижен, сомкнув уста и закрыв глаза, а рука его, которой он расстегнул ошейник, свисла с постели, как восковая, но мы еще не успели сообразить смысла услышанных слов, как другое удивительное явление привлекло наше внимание. Черная собака, с которой хозяин снял магический ошейник, вскочила, низко наклонила голову, опустила хвост между ног и побежала прочь из комнаты. Несколько мгновений мы не знали, что делать, но потом некоторые, и я в том числе, повинуясь неодолимому любопытству, бросились к окну, выходившем на набережную. Мы увидели, что Monsegnier, выбежав из двери дома, продолжал бежать, сохраняя свою униженную повадку, по улице, добежал до самого берега реки, со всего разбега кинулся в воду и более не появлялся на поверхности. И я, и все другие свидетели этого единственного самоубийства не могли, конечно, не вспомнить таинственных россказней, которые ходили об этой собаке, а именно, что это никто иной, как домашний демон, услугами которого Агриппа пользовался, уступив в обмен дьяволу спасение своей души.
… горестные восклицания лиц, оставшихся близ постели умирающего, известили нас, что его страдания кончились».
Значительно меньше информации о собаках в произведениях «Алтарь победы» и «Юпитер поверженный», действия которых разворачиваются в IV в. в Риме, когда христианство стало вытеснять древнеримскую религию.
Однако, зная историческую добросовестность Брюсова и его точность в приведении тех или иных сведений, для нас весьма интересны следующие его строки.
«Поэтому не без смущения я решился постучать в дверь, прочитав на пороге сделанную полустершейся мозаикой старинную Римскую надпись: «Берегись собаки».
Рассказывая о приготовлениях к большим играм в Амфитиатре и перечисляя животных, которых везли из разных мест для участия в играх, Брюсов упоминает «шотландских собак, силы и лютости непомерной». А рассказывая о награде от императора известному поэту, автор упоминает «двух замечательных испанских собак».
… История Древней Греции и Древнего Рима. Именно с этими странами и этим периодом человеческой истории неразрывно связаны в нашем сознании молосские собаки, о которых упоминают древние авторы. Невероятно, но они использовались в сражениях наряду с боевыми слонами! Собственно, именно поэтому названием нашей школы является имя древнегреческого бога Ареса, которого не слишком любили за его воинственность даже сами небожители (не так ли точно часто воспринимают и нас самих, аресовцев, современные шоу – кинологи?), и символом которого является разъяренная собака.
И, если помните, на «малом» гербе нашей школы изображен древнегреческий воин с профилем атакующего кавказца на щите.
Откроем еще одну «карту». Одна из наших специальностей называется «вероятный противник». Сокращенно – ВПР. На профессиональном сленге – «вепрь». Кстати говоря, сегодня эта специальность официально признана Кинологическим Союзом Украины.
Дикий кабан – вепрь – часто становился объектом травли собаками, являясь опасным и бесстрашным противником последних. Аналогия с ВПРами, по-моему, очевидна. Но для нас дело не только в ней.
Чтобы все стало ясно, приведу следующие строки Брюсова о римской когорте:
«При ярком солнце сверкали шлемы, четырехугольные щиты, выкрашенные все в желтый цвет, оконечности длинных копий легионариев, и было красиво их ровное движение, обращавшее собрание людей в одно целое. Плотно сомкнувшись, легионарии спокойно зашагали вниз по тропе, направляясь к нашим высотам, и грозно над их строем высился значок когорты с изображением вепря».
Добавлено: Ср Июн 27, 2012 9:01 am Заголовок сообщения:
Собака, прославившая свою породу
Самой знаменитой собакой породы колли на сегодняшний день, безусловно, является Лесси, герой кино- и телеэкрана. Но на заре XX века в течение двух десятилетий самым известным представителем этого четвероногого шотландского клана был чистопородный пес по кличке Лэд. Его приключения (почти правдиво) описал в своих книгах Альберт Пэйсон Терьюн. Этот автор практически все свое творчество посвятил собакам породы колли.
Терьюн родился в богатой и уважаемой семье из Нью-Джерси. Поработав некоторое время журналистом, он поселился в Саннибэнке, семейной летней резиденции в Нью-Джерси. Там он завел себе пса по кличке Лэд. Это был первый и, по словам Терьюна, самый выдающийся представитель породы колли, деливший с ним кров. Терьюн писал, что его друг «не знал смысла слов „страх", „предательство" и „подлость". Но образцовая честность и отвага — далеко не все его достоинства. У него была такая чудесная страсть к веселью и человеческая способность к рассуждению, каких я не встречал у других собак».
Лэд, рожденный в 1902 году, прожил шестнадцать лет и скончался в 1918-м. Спустя год Терьюн опубликовал воспоминания о своем любимце — сборник рассказов, озаглавленный просто «Пес по кличке Лэд». Книга стала бестселлером и переиздается до сих пор. Сейчас, когда Лесси затмевает славой всех других своих сородичей, интересно вспомнить, что несколько поколений детей выросло на рассказах о Лэде. В популярнейшем комиксе «Пинатс» один из его героев, Снупи, требовал, чтобы ему читали только рассказы Терьюна.
Можно смело утверждать, что благодаря литературным трудам Терьюна колли выделились среди других пород и стали считаться символом собачьей смелости, разума и благородства. Еще до кончины Терьюна в 1942 году Саннибэнк стал местом паломничества для собаководов из разных стран мира. Сегодня эта усадьба превращена в музей, который ежегодно посещают тысячи людей. Здесь находятся могилы питомцев Терьюна, включая Лэда.
Добавлено: Ср Июн 27, 2012 9:11 am Заголовок сообщения:
Среди жителей восточной Англии с незапамятных времен ходила легенда о гигантском псе, скитающемся в сельской местности, которого называли Черный Шак. Все рассказы очевидцев похожи. Одинокий путник среди ночи неожиданно слышал поступь громадных лап рядом с собой. Появившись из ниоткуда, огромный черный пес пристально смотрел на человека мерцающими красными глазами. При этом он обычно не нападал, но, согласно легенде, любой, встретивший его, обязательно умирал в течение года.
Есть разные теории, объясняющее смысл имени этого монстра. По одной версии, Шак происходит от древнего англосаксонского слова scucca, что значит «демон». По другой, он назван в честь Шукира, боевого пса, сопровождавшего Одина и Тора в скандинавских мифах. Самое страшное появление Черного Шака было отмечено 4 августа 577 года, когда он напал на две церкви в графстве Суффолк. В городке Банги он убил нескольких прихожан и до полусмерти напугал остальных. В тот же вечер пес ворвался в церковь в городе Блитбург и оставил на воротах следы своих когтей.
Отчеты о встречах с Черным Шаком появлялись постоянно вплоть до наших дней. В конце XIX века матросы подобрали у побережья мальчика, который заплыл в море, спасаясь от этого монстра. В 1920-х и 30-х годах рыбаки регулярно слышали страшный лай, доносящийся с пустынного берега. В 1970 году в газетах появился репортаж о неестественно большой собаке, замеченной на побережье около Грейт Ярмута.
Есть ли хоть капля правды в этой легенде? Точно сказать нельзя. Но если вы окажетесь поздно ночью посреди болот восточной Англии, вы, скорее всего, поверите в ее реальность. Легенда привлекла внимание Артура Конан Дойля, который впервые услышал ее в 1901 году. Он только что вернулся с Англо-бурской войны, во время которой перенес лихорадку. Решив, что лучшим лекарством будет отдых, он вместе с другом, журналистом Бертрамом Флетчером Робинсоном, отправился играть в гольф в графство Норфолк.
В перерывах между раундами Робинсон поведал писателю местное предание. Черного Шака регулярно видели в окрестностях гостиницы, где они остановились, а также на землях соседнего поместья Кромер-холл. Артур Конан Дойль, кстати, был знаком с владельцем поместья лордом Кромером и бывал у него в гостях.
Неудивительно, что легенда вдохновила писателя. Вскоре он сочинил новую повесть о Шерлоке Холмсе, в которой призрачный пес преследует знатную семью, живущую в большом доме в готическом стиле. Фамилию Баскервиль автор позаимствовал у кучера лорда Кромера. Так Черный Шак вошел в литературный мир под именем Собака Баскервилей.
Я, вроде, неплохо помню скандинавскую мифологию. Но боевого пса у Одина не было. Был восьминогий конь Слейпнир и два ворона Хугин и Мунин, которые летали по Срединному Миру и приносили Одину новости с разных концов света.
Да я знаю, что не ты. Но я сама себя перепроверила - погуглила. Ну не было ни у Одина, ни у Тора боевого пса. С учетом того, что на изучение скандинавской мифологии я потратила полтора года.
Ну в Илью Муромца ж ты веришь? А его мощи лежат в нашей Лавре.
А вообще, тут можно много философствовать, и я могу много выложить инфы по этому поводу. Как, например, в одном из древнейших болгарских монастырей была найдена в хранилище икона, где изображен абсолютно лысый Христос, парящий над землей в позе лотоса. Или же возьмем старинный скандинавский эпос - сагу об Инглингах. Там четко сказано, что Один был очень величественным конунгом, обладавшим не только физической властью, но и магической мощью. Именно конунгом, не богом. Так что любая сказка ложь, да в ней намек...
Bandit
Инна, Илья Муромец, может и реальный человек, но то, что в Лавре лежит - еще не факт, что именно этого эпохального героя. Я в том смысле, что никто еще не доказал, что Илья Муромец из легенды и Илья Муромец из Лавры - одно и то же лицо. Есть множество гипотез, но они все на выбор.
Спорить на тему веры и религии - неблагодарная затея. Есть люди верующие, есть неверующие. Всё. У каждого свои критерии познания мира и бытия.
Мое личное мнение, что человек сам себе Бог, Царь и Властелин. Чудес не бывает. Не потому что я их не видела. А потому, что все необыкновенное, не имеющее (пока) научного объяснения, люди воспринимают как чудо и верят в него. Это - пережиток каменного века, когда и огонь казался чем-то страшным, а где он сейчас? В печке, на спичке, в костре, в домне.
И еще мне кажется, что тот, кто хочет верить в чудо - его увидит, а тот кому и без чудес неплохо живется, без них и проживет.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах